Илья Репин

 Илья Ефимович Репин.. Живописные копии. Мастерская Союза Художников России. Илья Ефимович Репин (1844—1930) сыграл выдающуюся роль в развитии русского демократического искусства XIX века. Реалист по самой сути своего дарования, он был в числе мастеров, стремившихся пропагандировать искусство, близкое чаяниям передовых кругов России. Репин наряду с Крамским, Суриковым, Ге занял центральное место в развитии нового искусства. Работая во всех жанрах живописи, художник ставил своей задачей правдиво рассказать о душе русского народа, показать его характерных представителей, дать представление об истории страны. Для Репина, к какому бы жанру его творчества мы ни обратились, всегда характерны и умение найти каждому образу убедительную живописную форму, и глубокий психологизм, и оценка действительности с точки зрения активного участника жизни общества, передового и образованного человека своего времени. Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. Он рано стал заниматься живописью, восприняв традиции местных живописцев, их преданность натуре. Однако он мечтал о дальнейшем художественном образовании и, собрав средства (расписывал храмы на Украине), в 1864 году отправился в Санкт-Петербург в Академию художеств. Ему быстро далась новая профессиональная грамота рисунка и композиции, но больше, чем академическая учеба, значила работа «для себя», преимущественно портреты, верно и поэтично представляющие знакомые лица. Путь академической живописи, которой художник поначалу отдал дань, оказался для него бесперспективным. Судьба естественным образом связывает Ренина с деятельностью Товарищества передвижных выставок, созданного в 1870 году. Объединившиеся совместно художники реалисты ратовали за утверждение демократического, современного по художественным средствам и избранным темам искусства. Известность начинающему художнику принесла картина «Бурлаки на Волге», написанная в начале 1870-х годов. Однажды Репина поразила сцена, которую он видел на Неве: ватага оборванных людей, впрягшись в лямки, тянула бечеву тяжелогруженой баржи. В этой сцене художник увидел сюжет для будущей картины и загорелся желанием изобразить эту «незнакомую», как он сам выразился, жизнь. Вскоре он отправился на Волгу писать этюды с натуры. Знакомство с тяжелым бытом бурлаков заставило Репина тщательнее отыскивать самое характерное, создавая емкие и выразительные образы. Он изображает просторы великой реки, залитые ос-* ленительньш июльским солнцем. Отпечатывая следы на мокром песке, тянется ватага бурлаков, чьи темные силуэты резко выделяются на фоне пейзажа. Мерные движения, передают напряженность тяжкого труда; кажется, что путь этих людей бесконечен. Различны выражения лиц бурлаков, на них разные чувства от покорности и почти философической мудрости до гнева и надежды на лучшую долю. Показаны люди разных возрастов, разного физического сложения, и у каждого из них своя судьба. Несколько групп образуют этот печальный фриз. Художник хорошо знал тех, кого запечатлел на полотне.