Виктор Михайлович Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов. Живописные копии. Мастерская Союза Художников России.Васнецов 1848-1926г. Художественное наследие Виктора Михайловича Васнецова — одно из интересных и сложных явлений в многогранной картине развития русского изобразительного искусства второй половины XIX века. Будучи одним из самых активных участников Товарищества передвижных художественных выставок, он во многих отношениях преодолевает художественную, эстетическую и социальную направленность этого объединения. Универсализм личности Васнецова — он был не только станковым живописцем, но и монументалистом, театральным художником, обращался к созданию архитектурных проектов и проектов в области декоративно-прикладного искусства — в целом не типичен для русской живописи второй половины XIX века, когда мастера специализировались как по видам искусства, так и по отдельным жанрам. Однако именно эта особенность предвосхищает черты нового типа художника, характерного для новой в искусстве эпохи модерна. (В этом отношении можно провести аналогии с творчеством В.Д. Поленова.) В станковой живописи Васнецов обращается к разным жанрам, но чаще всего его имя ассоциируется у широкого зрителя с былинно-сказочными полотнами. Многократное воспроизведение в различных типах печатной продукции сделало их необычайно популярными, но в то же время заслонило или упростило серьезные проблемы, касающиеся как анализа собственно живописного решения и стилистики картин, так и их места в развитии данного жанра в отечественном искусстве.

Васнецов, мастер религиозной живописи, может рассматриваться как одна из ключевых фигур в искусстве второй половины XIX века. Эте сторона его творчества, особенно обратившая ш себя исследовательский интерес в последние де сятилетия XX века, имела для самого художник принципиальное мировоззренческое значени. У современников она вызывала споры не только качестве и характере живописи, но и о статус характере, иконографии православной религисискусства, предвосхищая и подготавливая его расцвет в начале XIX столетия.

Работы Васнецова в области архитектуры немногочисленны, но очень органичны для его творчества и принципиально важны в понимании проблем и процессов, происходивших в архитектуре последних десятилетий XIX века. Оригинальность формального и образного решений архитектурных проектов живописца позволяет рассматривать их как этапные в формировании стиля модерн.

Вскоре после смерти художника в 1926 году И.Э. Грабарь писал: «Его творчество, как все значительные явления, долгое время не получало признания, когда же оно было наконец оценено, вокруг имени Васнецова возгорелись небывало горячие споры: одни превозносили его до небес, другие отказывали ему во всяком значении. Искусство непрестанно переоценивается; меняется оценка не только отдельных художественных произведений, но и всего творчества того или другого художника и даже целых эпох в истории мирового искусства. Васнецов не избежал этой доли».

Виктор Михайлович Васнецов родился 3(15) мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. В 1900 году в одном из писем художник писал: «Происхождение моей фамилии совершенно русское — как и я сам. Жил-был в старые годы в нашей стороне Василий - по обычному сокращению Вася. Дети его и вообще домочадцы и родичи прозывались по обычаю же — Васины. Главный в роде стал называться Васин. И его домочадцы и родичи звались Ва-синцы... следующие поколения уже начали прозываться Васинецовы -- фонетически правильно произнести, выбросив «и», — Васнецовы. Вот вам и ваш всегда вам преданный Васнецов».



Описание картины:

На картине изображены три былинных русских богатыря. Слева, на белом коне, — Добрыня Никитич. Посередине, на чёрном коне, — Илья Муромец. Справа — самый молодой богатырь Алёша Попович. Три богатыря на картине, как стражи отечества — герои, на которых держится Русь. Они олицетворяют не только самих себя, то есть былинных и исторических персонажей, но всю мощь земли русской.

Богатыри на мощных конях выглядят так величественно, что похожи на непреодолимую стену, которая защитит мирных жителей от любого врага. Посередине находится легендарный Илья Муромец. Приложив ладонь ко лбу, он всматривается вдаль — «нет ли где врага». На правой руке его висит булава, в левой руке — копьё, на плече висит щит. По правую строну от него находится Добрыня Никитич. Судя по его виду, на своём веку богатырь повидал немало. Он всегда готов к бою, и даже на этой картине вынимает меч из ножен, готовый в любой момент вступить в схватку. В правой части картины — Илья Попович — ещё один легендарный богатырь. В руке Алёша держит лук. На боку у него гусли, которые говорят о творческой и поэтической натуре богатыря.

Известно, что натурщиком для Ильи Муромца стал кузнец из Владимирской губернии Иван Петров. Некоторые исследователи живописи Васнецова полагают, что в лице Добрыни Никитича художник изобразил самого себя.

Здесь стоит обратить внимание на атмосферу картины. Небо грозное, покрыто тучами, дует ветер — всё это создаёт тревожное настроение, которое говорит об опасности, которая угрожает богатырям.

За спинами трёх богатырей раскрывается широкая даль, символизирующая бесконечные просторы Руси. На переднем плане мы можем увидеть маленькие ёлочки. Ёлочки — символическое изображение молодого поколения. Богатыри стоят на их страже, готовые защитить ещё неокрепших преемников от любой опасности.