Айвазовский 1817-1900г.
Среди живописцев XIX века Иван Константинович Айвазовский был не только русской, но и европейской знаменитостью. Его имя до наших дней пользуется особой известностью и популярностью, наряду с именами К.П.Брюллова, И.Е.Репина, А.И. Куинджи, И.И.Левитана, И.И.Шишкина.
К нему рано пришла слава одного из лучших маринистов, и она не изменила художнику на протяжении шестидесятилетней творческой деятельности. Еще при его жизни широко распространилась летучая фраза: „Достойно кисти Айвазовского!", когда заходила речь о чем-то необыкновенном.
Судьба, казалось, не сулила будущему живописцу больших успехов. Он родился 17 июля 1817 года в семье разорившегося купца, который ко времени появления третьего сына, Ивана, был старостой феодосийского базара. Древний город, основанный в VI веке до нашей эры милетскими греками, к началу XIX столетия превратился в заштатный провинциальный городок.
Семья Айвазовских жила в небольшом одноэтажном домике с побеленными стенами. Поглощенный заботами о заработке для семьи, Константин Aйвазовский мало занимался воспитанием детей. Вместе с тем он был образованным человеком, знал несколько языков, много читал, и это, несомненно, наложило отпечаток на нравственную атмосферу семьи.
В раннем возрасте у Айвазовского проявились незаурядные музыкальные и художественные способности. Он без чьей-либо помощи научился весьма неплохо играть на скрипке и увлеченно рисовал. Творчество И.К.Айвазовского — явление выдающееся. Это романтик, остро чувствующий красот) моря, умеющий передать его в ярких живописных образах.
Созданные им произведения (а их насчитывается около 6000) но глубине содержания и эмоциональной насыщенности во многом созвучны выдающимся поэтическим и музыкальным произведениям XIX века.
Родился Иван Константинович Айвазовский в Крым), в Феодосии 17 (29) июля 1817 года. Петербургскую Академию художеств (пейзажный класс профессора М.Н.Воробьева) он закончил в 1837 году с золотой медалью первой степени, давшей ему право на бесплатную шестилетнюю поездку за границу. Поездке в Квропу предшествовало двухлетнее совершенствование мастерства в Крыму. Созданные им в этот период картины «Ялта», «Старая Феодосия» и др. поэтичны, просты по сюжету.
В 1840 году Айвазовский уезжает за границу. Произведения молодого мариниста на выставках в Риме1, Париже, Лондоне, Амстердаме были высоко оценены и зрителями, и печатью.
В них реализм изображения сочетается с выражением восторженного любования прекрасным. Многие произведения художника той поры приобрели всемирную славу и известность. В их числе «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Неаполитанский залив утром», «Кораблекрушение» и многие другие. По выражению современников, его слава прогремела по всей Европе. В 1843 году Айвазовскому была присуждена золотая медаль во Франции, а в Голландии он получил звание академика.
В 1844 году он возвратился в Россию признанным мастером. Решением совета Петербургской Академии художеств ем^ было присвоено звание академика. Тогда же он был причислен к Главному морскому штабу со званием живописца штаба.
В основе таланта Айвазовского лежало романтическое восприятие мира. И это особенно характерно для его творчества в 40 — (50-е годы. Картины этой поры отличаются особой звучностью, мажорностью.
в Крыму. Ялта», «Суда на рейде», «Вход в Севастопольскую бухту», «Мельница на берегу», «Восход солнца у берегов Ялты», «Лунная ночь в Крыму» и др. Айвазовский в своих романтических произведениях передает ощущение «упоения в бою», идею невозможное ти счастья «без бурь и волнений». В 1850 году художником была создана знаменитая картина «"Девятый вал», по праву признанная самым романтическим его произведением.
Романтическая патетика стала у Айвазовского основополагающей и в создании картин, посвященных русскому военно-морскому флоту. * Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изображать ее на полотне»,— писал маринист. На высоком профессиональном уровне выполнены «Бой в Хиосском проливе», «Чесменский бой», «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» «Синопский бой» и др.
В ярких живописных образах художник сумел создать своеобразную летопись побед русского военно-морского флота.
Бури и кораблекрушения, борьба и победа человека над стихией — излюбленная тема его творчества, к которой он обращался на протяжении всей своей жизни. Таковы полотна «Море», «Башни на скале у Босфора», «Буря на Северном море», «Кораблекрушение» и ДР-
Особенной виртуозностью, мастерством отличаются работы последнего двадцатилетия жизни художника. Картины «Черное море», «Волна», «Прибой у крымских берегов», «Среди волн», исполненные импровизационным методом,-— торжественно-величавый гимн природе, вечности ее движения. И если работам 40—60-х годов была свойственна некоторая повествовательная описательность, то произведения 80-—-90-х годов — обобщенный, одухотворенно-прекрасный образ моря.
До последних дней жизни Иван Константинович Айвазовский сохранил свежую веру в искусство, жажду творчества.
Умер художник 19 апреля (2 мая) 1900 года. Созданные им произведения принесли ему громкую славу при жизни и необычайно широкую популярность в наши дни.
В историю русского и мирового искусства И.К.Айвазовский вошел как талантливый пейзажист, выразивший представление о море как о вечно прекрасной, свободной, непокоренной стихии. В этом-—ценность его бессмертных творений.