Иван Иванович Шишкин

Среди выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века Иван Иванович Шишкин занимает одно из самых важных и значительных мест. Современник и активный участник демократических преобразований в искусстве, которые связаны с творчеством передвижников: В. Перова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, — И. Шишкин наряду с другим мастером пейзажной живописи А. Саврасовым определил основные направления этого жанра в русском искусстве второй половины XIX столетия. Он вошел в русскую живопись как художник, воспевший величие и красоту родной природы, мастерски и с любовью рассказавший о бескрайних просторах полей с золотящимися нивами, о могучих дубравах и непроходимых лесных дебрях, о каждой отдельной травинке, о морщинистой коре старых деревьев, о непритязательных полевых цветах.
И. И. Шишкин родился в 1832 году в маленьком провинциальном городке Елабуге, стоящем на Каме, в купеческой семье. В 1852 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, после окончания которого продолжил свою учебу в Петербургской Академии художеств. Уже в ученические годы определяются взгляды Шишкина на задачи искусства. Условности, сочиненным эффектам академической живописи он противопоставляет пристальность взгляда и строгую объективность в изображении природы. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры — вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии. Природу должно писать во всей ее простоте», — записывает Шишкин в своем юношеском альбоме. Закончив Академию художеств с золотой медалью, Шишкин для продолжения образования едет за границу, где проводит три года.
В 1865 году завершается ученический период художника. Он утверждается в намерении идти в искусстве самостоятельным путем, не подражая ничьей манере, а «подсматривая этот манер лишь в самой натуре». Своеобразной творческой программой Шишкина этого времени стала его картина «Рубка леса» (1867), в которой с обнаженностью выразился метод живописца — достоверная, материальная передача на холсте всего того, что видит глаз художника в природе. Этот метод художника созвучен эпохе 1860-х годов со свойственным ей интересом к естественным и точным наукам, сродни методу ученого-естествоиспытателя с его аналитическим взглядом на мир. Но подобное видение природы и понимание художественных задач было лишь этапом в творческом развитии Шишкина. В последующих своих работах он добивается создания целостного, обобщенного образа природы. «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869) — одна из первых работ на этом пути. Здесь впервые в его творчестве прозвучала с такой определенностью тема родины, тема красоты родной земли, ставшая затем основной в искусстве Шишкина.
В 1870 году Шишкин становится одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, с которым он связал всю свою последующую жизнь. На первой выставке Товарищества появилась его картина «Сосновый бор» (1872). С любовью и мастерством передавая своеобразие каждого мотива, Шишкин вместе с тем создает единый мир природы, полный неиссякаемых жизненных сил.
Каждую осень, возвращаясь с летних этюдных работ, Шишкин привозил с собой сотни зарисовок и живописных штудий. «В изучении натуры никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне и что больше учиться не надо», — говорил художник. Работа над этюдами для Шишкина была подлинно творческим процессом, основанным на длительных наблюдениях и размышлениях. Природа для него всегда была и великим учителем, и источником, из которого он черпал знание и вдохновение, к ней он обращался постоянно до конца жизни. Незаконченный этюд «Дубы. Вечер» (1887) позволяет заглянуть в творческую лабораторию живописца, увидеть, как он «портретирует» группу старых деревьев, приближая свой взгляд к шероховатым стволам, прослеживая сложный рисунок ветвей и движение солнечного света сквозь густую зелень листвы. «Папоротники в лесу» исполнены с легкой живописной непринужденностью и свободой, в основе которой лежит абсолютное знание художником всех разнообразных форм растительного мира. Часто этюды Шишкина бывают не связаны с какой-то определенной картиной. Они несут в себе свою собственную завершенность. Именно этим качеством отмечен этюд «Дубки» (1886). Ясность композиции, выверенность цветовых соотношений сближают эту работу с большими законченными картинами. В то же время Шишкин часто к своим вполне завер-. шенным работам относился как к этюдам. «Сосны, освещенные солнцем» (1886)----одно из лучших по своей непосредственности восприятия природы произведений — художник сам считал этюдом, предполагая использовать живописные находки в будущих капитальных композициях.
кина. В последующих своих работах он добивается создания целостного, обобщенного образа природы. «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869) — одна из первых работ на этом пути. Здесь впервые в его творчестве прозвучала с такой определенностью тема родины, тема красоты родной земли, ставшая затем основной в искусстве Шишкина.