БАРТОЛОМЕУС ВАН ДЕР ГЕЛЬСТ (1613—1670)
Бартоломеус ван дер Гельст, известный живописец второй половины XVII в., был любимым портретистом голландской знати. Ученик Николаев Элиаса, крупнейшего художника начала века, он усвоил также и некоторые приемы портретного стиля Рембрандта и Гальса. Гельст относился к числу тех живописцев, которые умели угождать требованиям высокопоставленных заказчиков, оставаясь на позициях реалистического искусства. «Мужской портрет» отличается лаконичностью выразительных средств. На глухом черном фоне ярким контрастирующим пятном выделено лицо модели, чью теплоту подчеркивает белый воротник одежды. Несмотря на то, что корпус лишь намечен, по лицу угадывается весь физический облик портретируемого: его тучность, неповоротливость, тяжеловесность фигуры. Художником убедительно передан холодный, недоверчивый характер изображенного. С точки зрения социального положения это преуспевающий буржуа, обладающий силой, которую он предпочитает не демонстрировать. В этом портрете Гельст предстает как мастер точной психологической и социальной характеристики, но в целом художнику всегда не хватало глубины и значительности в передаче человеческого образа. Именно это не позволило его произведениям стать рядом с портретами Рембрандта и Гальса, хотя большинство современников считало, что Гельст превосходит их обоих. Действительно, он был живописцем, умевшим в совершенстве воспроизводить материальную достоверность вещи, непринужденность позы и жеста модели. Эти качества обеспечили Гельсту необычайную популярность, сделали его самого типичным портретистом бюргерства, а его картины — олицетворением парадного портрета голландского буржуа второй половины XVII в.