О картине

Энгр не был ни революционером, ни консерватором, ни романтиком. Более всего ему была интересна форма. Не идеальная форма, но связанная с своеобразием изображаемых объектов. «Консул Наполеон» — первый наполеоновский портрет авторства Энгра.

Второй портрет был написан два года спустя, когда Наполеон был уже императором.

Мы видим портрет молодого человека в мундире из красного бархата. Он стоит в полный рост рядом со столом, положив правую руку на свиток. Уже тогда родился знаменитый наполеоновский жест – левая рука спрятана за борт мундира. На фоне – темная драпировка и подобранные в тон занавески, еще более подчеркивающие торжественность момента. Из окна виден замок.

Энгр был первым, кто сводил искусство к своеобразному видению художника. Несмотря на то, что его полотна имеют классическую направленность, творчество его очень интересовало художников следующих поколений импрессионистов , постимпрессиони стов и даже самого Пабло Пикассо.

Наполеон интересовал Энгра не столько как великий завоеватель, сколько как историческая личность, способная ставить перед собой цели и достигать их. В понимании художника Бонапарт – герой Франции.

Энгр никогда не был художником-бата листом. Потому на картине изображен не генерал Наполеон, человек с уникальной военной карьерой, уже прошедший ряд известных кампаний, а политик Наполеон, полностью изменивший политическую жизнь страны. Это видно по гражданской одежде консула, по его мимике, переданной художником.

В некоторой степени, картина оказалась неудачной. Энгр собирался отправить портрет на выставку, но к тому времени Наполеон принял императорский титул. Соответственно, картина, на которой он был изображен еще консулом, потеряла актуальность.

Сегодня «портрет консула» считается одним из лучших изображений молодого Наполеона.
wИскуствовед Виноградов Е.И.